® самостоятельно формулировать гипотезы и проверять их достоверность. В повседневной жизни и при изучении других предметов: » свободно оперировать формулами при решении задач в других учебных предметах и при проведении необходимых вычислений в реальной жизни. Геометрические построения ® Оперировать понятием набора элементов, определяющих ) геометрическую фигуру, ® владеть набором методов построений циркулем и линейкой; ® проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение. В повседневной жизни и при изучении других предметов: ® выполнять построения на местности; ® оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Преобразования у » Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными понятиями; » оперировать обоснований, понятием свободно движения владеть и приемами преобразования построения подобия фигур с для помощью движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений, движений и преобразований; ® использовать обоснования а и свойства доказательства движений утверждений и преобразований и для в геометрии и преобразований проведения других учебных предметах; » пользоваться свойствами движений при решении задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: » применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. Векторы и координаты на плоскости 109 » Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора; ® владеть векторным и координатным методом на плоскости для решения задач на вычисление и доказательства; ® ВЫПОЛНЯТЬ С ПОМОЩЬЮ у ему геометрических фактов векторов и координат доказательство известных (свойства средних линий, теорем о замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур; е использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно составлять уравнения отдельных плоских фигур. В повседневной жизни и при изучении других предметов: » использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам. История математики е знаний, Понимать математику в частности владеть как строго организованную представлениями систему об аксиоматическом научных построении геометрии и первичными представлениями о неевклидовых геометриях; ® рассматривать математику в контексте истории развития цивилизации и истории развития науки, понимать роль математики в развитии России. Методы математики ® Владеть знаниями о различных методах обоснования и опровержения математических утверждений и самостоятельно применять их; ® владеть навыками анализа условия задачи и определения подходящих для решения задач изученных методов или их комбинаций; ® характеризовать закономерностей самостоятельном произведения в природе, использовать творчестве. 1.2.5.9. Информатика Выпускник научится: искусства 110 с учетом математические математических закономерности в ® различать информация, содержание основных информационный понятий процесс, предмета: информатика, информационная система, др.; информационная модель и ® различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; * раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; я ® приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных -— в живой природе и технике; ® классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; оперативной памяти, компонентов основных о назначении ® узнает внешней энергонезависимой компьютера памяти, (процессора, ввода- устройств вывода), характеристиках этих устройств; ° определять качественные и количественные характеристики компонентов 2 компьютера; ® узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; ® узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: подходить ® осознано к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; ® узнать физических о ограничениях на значения характеристик компьютера. Математические основы информатики Выпускник научится: ® описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные данных, от них; оценивать использовать время передачи термины, данных; ты описывающие скорость передачи ® кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; ® оперировать приемник понятиями, данных: канал связанными связи, скорость с передачей передачи данных данных по (источник каналу и связи, пропускная способность канала связи); ® определять кодируемого минимальную текста и кодовому длину кодового алфавиту слова по заданным (для кодового алфавита алфавиту из 2, 3 или 4 символов); и ®е определять длину кодовой последовательности по длине исходного 1024; переводить текста и кодовой таблице равномерного кода; ® записывать в двоичной заданное натуральное десятичную; число системе целые из десятичной числа записи от 0 до в двоичную сравнивать числа в двоичной записи; складывать и из двоичной в и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления: ® записывать =^ «и», «или», высказывания, логические «не» и если выражения, скобок, составленные определять известны значения с помощью истинность истинности такого операций составного входящих в него элементарных высказываний; ® определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; ® использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); ® описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); ® познакомиться употребительными с двоичным современными кодированием кодами; 112 текстов и с наиболее ® использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы). Выпускник получит возможность: ® познакомиться компьютеров при математической с примерами математических моделей их анализе; моделью понять объекта и сходства его и натурной и использования различия между моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; ® узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя ® познакомиться 2 0 и [; два символа, например, алфавит, содержащий только информация как с тем, (данные) в представляется системах; современных компьютерах и робототехнических ® познакомиться использования с примерами графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; ® ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение ^^ алгоритмов управления реальными объектами (на иримере учебных автономных роботов); ® узнать о кодов, наличии которые исправляют ошибки искажения, передаче информации. при кающи возни е программиров и элементы Алго ания ритм ы Выпускник научится: ® составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; ® выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); ® определять решения конкретных оптимальный наиболее задач (словесный, способ графический, выражения алгоритма с помощью для формальных языков); ® определять результат выполнения фрагмента; 113 заданного алгоритма или его ® использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; ® выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования управляющих конструкций последовательного с использованием программирования основных (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); ® составлять несложные числовых и конструкций текстовых алгоритмы управления исполнителями данных последовательного программ на с использованием программирования выбранном языке основных и управляющих записывать программирования; и анализа их в виде выполнять эти программы на компьютере; ® использовать =^ величины величины (массивы), а также (переменные) выражения, различных типов, составленные из табличные этих величин; использовать оператор присваивания; ® анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; ® использовать логические значения, операции и выражения с ними; ® записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: ® познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; ® создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; ® познакомиться с задачами обработки решмения,; 114 данных и алгоритмами их ® познакомиться компьютер с управляет понятием «управление», различными космические аппараты, станки, с системами оросительные примерами (роботы, системы, того, как летательные и движущиеся модели и др.); ® познакомиться автономными с учебной роботами и средой составления разобрать примеры программ управления алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: ® классифицировать файлы по типу и иным параметрам; ® выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); ® разбираться в иерархической структуре файловой системы; ® осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; ® использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой); ® использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; »® анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в запросам с Интернете; ® проводить поиск информации в сети Интернет по использованием логических операций. Выпускник овладеет (как результат применения и интернет-сервисов в данном курсе и ® навыками работы программных систем во всем образовательном процессе): с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернетсервисов (файловые менеджеры, текстовые 115 редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые описывать работу этих системы, словари, систем электронные и сервисов энциклопедии); с использованием умением соответствующей терминологии; ® различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики ит. д.); ® приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов ит. п.; ® основами соблюдения норм информационной этики и права; ® познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; ® узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных. курсе (в данном возможность получит Выпускник учебной иной и деятельности): ® узнать например, о данных от датчиков, датчиков роботизированных устройств; в ® практиковаться программного обеспечения (редакторы с примерами текстов, ирикладного видов основных использовании таблицы, электронные браузеры и др.); ® познакомиться математического использования моделирования в современном мире; и сетевого ® познакомиться с принципами функционирования Интернета взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете; ® познакомиться полученная (иример: подходами информация, наличие к оценке подкреплена ли она подписи); электронной достоверности о том, вопроса с постановкой достоверна насколько доказательствами подлинности с возможными познакомиться информации сравнение (пример: данных из разных источников); ® узнать о том, что в сфере информатики международные и национальные стандарты; 116 и ИКТ существуют ® узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; ® получить иредставление об истории и тенденциях развития ИКТ; ® познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; ® получить использовании представления на производстве о роботизированных и в научных устройствах и их исследованиях. 1.2.5.10. Физика Выпускник научится: — ® соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; ® понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; ® распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ® ставить свойств — тел опыты по исследованию без использования проблему/задачу учебного прямых эксперимента; физических явлений измерений; при собирать или этом установку физических формулировать из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. д При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется. ® понимать роль эксперимента в получении научной информации; ® проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, этом сила тока, радиационный выбирать методы оценки оптимальный погрешностей фон способ (с использованием измерения измерений. 117 и дозиметра); использовать при простейшие Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин. ® проводить использованием фиксировать исследование прямых результаты зависимостей измерений: полученной при физических этом величин конструировать зависимости физических с установку, величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; ® проводить измерений косвенные собирать инструкции, измерения физических экспериментальную вычислять значение величин: установку, величины и при выполнении следуя предложенной анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; ® анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; ® понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; ® использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. Выпускник получит возможность научиться: ® осознавать „— ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; ® использовать приемы построения физических моделей, почска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; ® сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; _® самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, измерений, выбирать средства обосновывать измерения с учетом выбор способа измерения, необходимой адекватного задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; 118 точности поставленной ® воспринимать популярной информацию литературе оценивать полученную и физического содержания в массовой информации, критически средствах информацию, анализируя ее содержание научно- и данные об источнике информации; ® создавать явлениях на собственные основе письменные нескольких и устные источников сообщения информации, о физических сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Механические явления Выпускник научится: ® распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, движение, равномерное относительность и механического равноускоренное движения, прямолинейное свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, ) движение, атмосферное давление, закрепленную ось плавание вращения, тел, равновесие колебательное твердых движение, тел, имеющих резонанс, волновое явления, используя движение (звук); ® описывать физические изученные величины: свойства тел и механические путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), энергия, давление, механическая импульс работа, тела, кинетическая механическая энергия, мощность, КПД потенциальная при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; ® анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, 119 закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), |, Пи Ш законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; ® различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета; ® решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, и ускорение, масса кинетическая энергия, механическая мощность, коэффициент трения, ее распространения): краткое условие, у я скорость расчеты проводить решения, ее и законы величины, оценивать и и волны записывать задачи условия анализа основе физические выделять для необходимые на длина колебаний, и частота период амплитуда, скольжения, трения сила механизма, простого КИД работа, механическая энергия, потенциальная тела, импульс давление, сила, вещества, плотность тела, скорость, (путь, величины физические связывающие формулы, Архимеда) закон Паскаля, закон Гука, закон импульса, сохранения закон Ньютона, законы Ш и П 1, сил, суперпозиции принцип тяготения, всемирного закон формулы, реальность полученного значения физической величины. Выпускник получит возможность научиться: ® использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для безопасности обеспечения устройствами, поведения в для при сохранения окружающей обращении и здоровья с норм соблюдения примеры приводить среде; и приборами техническими экологического практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств; ® различать всеобщий характер энергии, закон границы применимости физических фундаментальных законов сохранения импульса, закон законов, понимать (закон сохранения механической всемирного тяготения) ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.); 120 и ® находить разрешать адекватную проблему как предложенной на основе задаче имеющихся физическую знаний по модель, механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Тепловые явления Выпускник научится: ® распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при сжимаемость нагревании жидкостей (охлаждении), и твердых большая тел; сжимаемость тепловое газов, равновесие, малая испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления; ® описывать физические изученные величины: свойства количество тел и теплоты, тепловые внутренняя явления, используя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота действия теплового двигателя; смысл используемых формулы, сгорания топлива, при описании данную полезного правильно трактовать физический величин, их обозначения связывающие коэффициент физическую и единицы величину измерения, с другими находить величинами, вычислять значение физической величины; ® анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии; ® различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел; ® приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях; ® решать процессах и задачи, формулы, используя связывающие закон сохранения физические 121 величины энергии в (количество тепловых теплоты, температура, удельная удельная теплота коэффициент условия теплоемкость вещества, удельная парообразования, удельная теплота полезного задачи действия записывать теплового краткое теплота сгорания двигателя): условие, выделять плавления, на топлива, основе физические анализа величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. Выпускник получит возможность научиться: знания ® использовать поведения в окружающей и здоровья сохранения для устройствами, среде; приводить примеры экологического порм соблюдения для техническими и приборами с жизни в повседневной явлениях обращении при безопасности обеспечения о тепловых экологических последствии работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанции; ® различать всеобщий границы характер применимости фундаментальных физических физических законов законов, понимать (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов; ® находить разрешать адекватную проблему предложенной как на основе имеющихся задаче знаний физическую модель, о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Электрические и магнитные явления Выпускник научится: ® распознавать имеющихся знаний электризация тел, электромагнитные основные свойства взаимодействие явления или условия зарядов, и объяснять протекания электрический ток на основе этих явлений: и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие заряженную магнитного частицу, электромагнитные действие волны, поля на проводник электрического прямолинейное с током поля и на движущуюся на заряженную распространение света, частицу, отражение и ‘преломление света, дисперсия света. ® составлять параллельным схемы соединением электрических цепей элементов, различая 122 с последовательным условные и обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр). ® использовать оптические схемы для построения изображений в плоском электромагнитные явления, зеркале и собирающей линзе. ® описывать используя изученные физические напряжение, величины: электрическое сила линзы, скорость описании верно обозначения физическую ® единицы измерения; сила тока, длина смысл находить электрическое сопротивление волны и частота используемых формулы, вещества, и оптическая расстояние фокусное волн, физический заряд, удельное тока, мощность трактовать и электрический электромагнитных света; при величин, их связывающие данную величину с другими величинами. анализировать свойства физические используя для участка законы: цепи, тел, закон закон электромагнитные сохранения явления и электрического Джоуля-Ленца, закон процессы, заряда, закон прямолинейного ) Ома и тел сопротивление, поля, электрического работа свойства . распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение. ® приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях ® решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое удельное сопротивление сопротивление, вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны при и частота последовательном анализа условия задачи света, формулы расчета электрического и соединении параллельном записывать краткое сопротивления проводников): условие, выделять на основе физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. 123 Выпускник получит возможность научиться: ® использовать жизни для знания обеспечения техническими экологического об электромагнитных безопасности устройствами, поведения для при обращении сохранения в окружающей явлениях здоровья среде; в повседневной с и приборами соблюдения приводить примеры и норм влияния электромагнитных излучений на живые организмы; ® различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для ‘участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.); ® использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; ® находить разрешать явлениях адекватную проблему как предложенной на основе с использованием имеющихся математического задаче физическую знаний модель, об электромагнитных аппарата, так и ири помощи методов оценки. Квантовые явления Выпускник научится: ® распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, а--, [- и у-излучения, возникновение линейчатого > спектра излучения атома; ® описывать величины: изученные массовое число, квантовые зарядовое явления, число, используя период фотонов; при описании правильно трактовать физический физические полураспада, энергия смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, явления, используя вычислять значение физической величины; ® анализировать квантовые 124 физические законы И постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения света атомом, массового при этом числа, закономерности различать словесную излучения формулировку и поглощения закона и его математическое выражение; ® различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; е ПРИВОДИТЬ использования Примеры проявления радиоактивности, в ядерных природе и и практического термоядерных реакций, спектрального анализа. Выпускник получит возможность научиться: ® использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения ) в окружающей среде; ® соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; ® приводить организмы; примеры понимать влияния принции радиоактивных действия дозиметра излучений на и различать живые условия его использования; ® понимать атомных экологические электростанций и проблемы, пути возникающие решения этих при использовании проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза. Элементы астрономии — Выпускник научится: ® указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; ® понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира; Выпускник получит возможность научиться: ® указывать общие свойства и отличия 125 планет земной группы и планет- гигантов; малых м тел Солнечной д . системы и больших А планет; пользоваться те картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; ® различать основные характеристики звезд (размер, цвет, темиература) соотносить цвет звезды с ее температурой; ® различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. 1.2.5.11. Биология В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник биологических научится проблем; пользоваться давать научными научное методами объяснение для распознания биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за описывать биологические живыми объекты, объектами, процессы собственным и явления; организмом; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. ) Выпускник овладеет системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних и животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: ® осознанно использовать знания основных основ здорового образа жизни в быту; 126 правил поведения в природе и ® выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружаюццих; ® ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического средствах массовой полученную содержания информации информацию, в научно-популярной и Интернет-ресурсах, анализируя ее содержание литературе, критически и данные оценивать об источнике информации; ® создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях презентацией, выступление сопровождать источников нескольких основе на процессах и учитывая информации, аудитории особенности сверстников. Живые организмы Выпускник научится: } ® выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; ® аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; ® аргументировать, приводить доказательства различий растений, биологических объектов (растений, животных, грибов и бактерий; ® осуществлять животных, бактерий, классификацию грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; ° раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; ® объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; ® выявлять организмов к среде примеры и раскрывать обитания; 127 сущность приспособленности ® различатьпо биологические внешнему объекты виду, схемам или их изображения, и выявлять описаниям реальные отличительные признаки биологических объектов; ® сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; © и устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; ® использовать биологические методы объекты и биологической процессы; науки: ставить наблюдать биологические и описывать эксперименты и объяснять их результаты; ® знать и аргументировать основные правила поведения в природе; ® анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; ® описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; ® знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: ® находить информацию научно-популярной о растениях, литературе, животных биологических грибах и бактериях словарях, в справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ® основам исследовательской организмов различных царств и живой проектной природы, деятельности включая умения по изучению формулировать задачи, представлять работу на защиту и заииицать ее. ® использовать ядовитыми грибами, приемы оказания ядовитыми первой растениями, определителями растений; размножения уходом за домашними животными; 128 помощи укусах и выращивания при животных; отравлении работы культурных растений, с ® ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой проявлениях, экологическое природы (признание сознание, высокой ценности жизни эмоционально-ценностное во всех ее отношение к объектам живой природы); ® осознанно выбирать использовать целевые знания основных и смысловые установки правил поведения в своих действиях в природе; и поступках по отношению к живой природе; животных, выступление презентацией, сообщения о растениях, источников информации, и устные на основе нескольких и грибах бактерия сопровождать письменные собственные ® создавать особенности учитывая аудитории сверстников; сверстников в групие ® работать задач познавательных при решении связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, учитывать и грибов и адекватно окружающих мнение совместную планировать бактерий оценивать деятельность, собственный в вклад деятельность группы. Человек и его здоровье Выпускник научится: ® выделять клеток и признаки существенные тканей, органов систем и биологических органов объектов (животных и процессов человека) жизнедеятельности, характерных для организма человека; ® аргументировать, приводить доказательства и человека взаимосвязи окружающей среды, родства человека с животными; ® аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; ® аргументировать, мер профилактики приводить доказательства необходимости заболеваний, травматизма, стрессов, вредных соблюдения привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; ® объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; 129 ® выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей и реальные человеку; ® различать биологические по внешнему объекты виду, (клетки, ткани схемам органы, описаниям системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; органов), процессы (питание, жизнедеятельности ткани, органы, системы дыхание, обмен веществ, (клетки, объекты биологические ® сравнивать выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; —. ® устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; ® использовать биологические методы объекты и биологической процессы; науки: и наблюдать с исследования проводить описывать организмом человека и объяснять их результаты; основные ® знать и аргументировать принципы образа жизни, здорового рациональной организации труда и отдыха; ® анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; ® описывать и использовать приемы оказания первой помощи; ® знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: ® объяснять необходимость оказании первой доврачебной помощи применения тех при отравлениях, или приемов иных ожогах, при обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; ® находить научно-популярной информацию литературе, о строении ‘и жизнедеятельности биологических словарях, человека в справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ® ориентироваться в системе моральных норм и ценностей ио отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; ® находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; ® анализировать действиях и оценивать и поступках по целевые отношению и смысловые к здоровью установки своему в своих и окружающих; и устные сообщения об организме основе нескольких источников последствия влияния факторов риска на здоровье человека. ° создавать и человека информации, его собственные письменные на жизнедеятельности сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; ® работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Общие биологические закономерности Выпускник научится: ® выделять экосистемы, существенные биосферы) и признаки процессов, биологических характерных для объектов (вида, сообществ живых организмов; ® аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты зависимости здоровья окружающей среды; ® аргументировать, приводить доказательства человека от состояния окружающей среды; ® осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; ® раскрывать биологических роль биологии в практической деятельности людей; роль объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; ® объяснять общность происхождения и эволюции организмов сопоставления особенностей их строения и функционирования; 131 на основе ® объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; ® различать биологические по внешнему объекты виду, схемам или их изображения, и выявляя описаниям реальные отличительные признаки биологических объектов; ® сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; ® устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; ®е использовать биологические методы объекты и биологической процессы; науки: ставить наблюдать биологические и описывать эксперименты и объяснять их результаты; ® знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; ® описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; ® находить информацию в учебной, о живой научно-популярной природе, оформлять литературе, ее в виде Интернет-ресурсах письменных сообщений, докладов, рефератов; ® знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: ® понимать нерационального экологические возникающие в условиях природопользования, и пути решения этих проблем; ® анализировать действиях проблемы, и поступках и оценивать по целевые отношению и смысловые к здоровью установки своему и в своих окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; ® находить информацию литературе, по вопросам общей биологии в научно-популярной специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ® ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой (иризнание высокой природы, собственному ценности жизни во здоровью всех ее и здоровью проявлениях, других людей экологическое сознание, эмоционально-ценностное отнощение к объектам живой природы); ® создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников сопровождать информации, учитывая презентацией, выступление особенности аудитории сверстников; » работать связанных с в группе сверстников теоретическими и при решении практическими молекулярной биологии, генетики, экологии, познавательных проблемами биотехнологии, задач в области медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 1.2.5.12. Химия Выпускник научится: ® характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; ® описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; ® раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; ® раскрывать смысл законов сохранения массы состава, атомно-молекулярной теории; ® различать химические и физические явления; ® называть химические элементы; 133 веществ, постоянства определять состав определять валентность определять тип называть при по их выполнении в соединениях; реакций; и условия признаки, формулам; атома элемента химических признаки выявлять реакции веществ протекания химических свидетельствующие химического о реакций; протекании химической опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента По формуле соединения; вычислять г массе реагентов количество, или продуктов характеризовать кислорода массу вещества по количеству, объему, простых веществ: реакции; физические собирать распознавать раскрывать кислород опытным смысл ® раскрывать ак или и химические свойства и водорода; получать, ® объем путем закона смысл и водород; газообразные вещества: кислород, водород, Авогадро; понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; ® характеризовать ® раскрывать ® вычислять смысл физические понятия массовую ® приготовлять долю растворы и химические свойства воды; «раствор»; растворенного с определенной вещества массовой в растворе; долей растворенного вещества, ® называть соединения изученных классов неорганических веществ; ® характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; ® определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; ® составлять формулы неорганических соединений изученных классов; ® проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; ® распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; неорганических классами между взаимосвязь ® характеризовать соединений; ® раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; ® объяснять )! химического физический смысл номеров группы элемента, и периода номера (порядкового) атомного в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности ® объяснять строения изменения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп: ® характеризовать основе их положения химические в периодической элементы (от до водорода системе Д.И. Менделеева кальция) на и особенностей строения их атомов; ® составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; смысл ® раскрывать связь», «химическая понятий: «электроотрицательность»; ® характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; ® определять вид химической связи в неорганических соединениях; ® изображать видами химических схемы связей; строения молекул веществ, образованных разными © раскрывать смысл «неэлектролиты», окисления» понятий «ион», «электролитическая «восстановитель», ® определять степень ® раскрывать смысл е® составлять «катион», диссоциация», «окисление», окисления теории уравнения «анион», «электролиты», «окислитель», «степень «восстановление»; атома элемента в соединении; электролитической электролитической диссоциации; диссоциации кислот, щелочей, солей: ® объяснять ИОННОГО сущность процесса электролитической диссоциации и реакций обмена; ® составлять ® определять возможность ® проводить реакции, е® определять окислитель ® составлять полные и сокращенные ионные протекания уравнения реакций подтверждающие реакции ИОННОГО обмена; качественный состав обмена; различных веществ, уравнения и восстановитель, окислительно-восстановительных реакций; ® называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; ® классифицировать ® характеризовать химические взаимосвязь реакции между по различным составом, признакам; строением и свойствами неметаллов; ® свойств ® проводить опыты по газообразных веществ: распознавать ОПЫТНЫМ получению, собиранию углекислого газа, путем и изучению химических аммиака; газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; ® характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; е® называть метанол, этанол, стеариновая ® органические кислота, оценивать глицерин, олеиновая влияние вещества по уксусная кислота, их формуле: кислота, метан, этан, аминоуксусная этилен, кислота, глюкоза; химического загрязнения окружающей среды на организм человека; ® грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни ® определять органических возможность веществ с протекания реакций кислородом, некоторых водородом, представителей металлами, основаниями, галогенами. Выпускник получит возможность научиться: ®е выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических их способности вступать в свойствах веществ на основе их состава и строения, химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакции; ® характеризовать устанавливать вещества по составу, иричинно-следственные строению связи и свойствам, между данными характеристиками вещества; ® составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; ® прогнозировать способность вещества проявлять окислительные восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, или входящих в его состав; ® составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; ® выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; ® использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; ® использовать проектов приобретенные и учебно-исследовательских ключевые задач компетенции по изучению ири свойств, выполнении способов получения и распознавания веществ; ® объективно оценивать информацию процессах; 137 о веществах и химических ® критически относиться к исевдонаучной информации, недобросовестной. рекламе в средствах массовой информации; ® осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; ® создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях ио использованию лекарств, средств бытовой химии и др. — 1.2.5.13. Изобразительное искусство Выпускник научится: ® характеризовать семантическое солярные значение знаки); особенности уникального традиционных создавать образов, декоративные народного мотивов (древо изображения на искусства, жизни, основе птица, русских образов; ® раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; ® создавать эскизы декоративного убранства русской избы; ® создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; ® определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; ® создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; ® создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; ® умело принципами пользоваться декоративного языком декоративно-прикладного обобщения, уметь передавать искусства, единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); ® выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы 138 и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; ® владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; ® распознавать промыслов, созданием и называть игрушки художественных ее с связанный замысел, украшением и игрушки формы выразительной народных художественный собственный осуществлять ведущих декоративной росписью в традиции одного из промыслов; ® характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; ® различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; ® различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; черты общие ® находить декоративных конструктивных в единстве материалов, изобразительных элементов и формы декора, произведениях в народных и современных промыслов; и ® различать несколько характеризовать народных художественных промыслов России; ® называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; ® классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; ® объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом содержанием изображения; ® композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; ® создавать художественных образы, используя материалов; 139 все выразительные возможности и » простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; » навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); ® изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; тел геометрических изображения линейные ® создавать | с и натюрморт натуры из геометрических тел; простых изображения ® строить правилам предметов по важнейшее выразительное линейной перспективы; средство как искусства, изобразительного как освещение ® характеризовать построения средство предметов объема глубины пространства; света помощью с ® передавать характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; ® творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; ® выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; ® рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; ® применять перспективу в практической творческой работе; » навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого: ® навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; ® видеть, наблюдать и эстетически переживать состояния и настроения в природе; ® навыкам создания пейзажных зарисовок; 140 изменчивость цветового и ® различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; ® пользоваться правилами работы на пленэре; ® использовать представлений о Цвет как красоте; инструмент осознавать, передачи что колорит своих чувств является и средством эмоциональной выразительности живописного произведения; ритмической и перспективы наблюдательной композиции, е навыкам организации плоскости изображения; основные ® различать художественной средства выразительности изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); как целостный и образный строй произведения, ® определять композицию формата, роль соотношение произведения, размера значение выразительное целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; ® пользоваться материалами (гуашь, красками (карандаш, акварель), первичными обладать тушь), несколькими графическими навыками лепки, использовать коллажные техники; ® различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; ® различать и характеризовать виды портрета; ® понимать и характеризовать основы изображения головы человека; » пользоваться навыками доступными работы с качестве средств скульптурными материалами; » видеть и использовать в выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; ® видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; ® использовать графические материалы в работе над портретом; ® использовать образные возможности 141 освещения в портрете; в ® пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; ® называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; ® навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; ® навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; ® навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; ® рассуждать шедевров (с опорой изобразительного на восприятие искусства) об художественных изменчивости произведений образа - человека в набросками и истории искусства; ® приемам выразительности при работе с натуры над зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; ® характеризовать целостный образ, как сюжетно-тематическую результат наблюдений картину как и размышлений обобщенный художника и над Жизнью; ® объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; ® изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; ® узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; ® перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; . характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; ® узнавать называть имена и характеризовать великих русских несколько мастеров 142 классических исторической картины; произведений и ® характеризовать значение тематической картины ХГХ века в развитии русской культуры; ® рассуждать создании образа о значении народа, творчества в становлении великих национального русских художников самосознания в и образа национальной истории; ® называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; ® творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; ® творческому опыту по разработке художественного проекта -разработки композиции на историческую тему; ® творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; ® представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; — ® называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; ® узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; ® характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; _е рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; ® описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; ® творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; ® анализировать художественно-выразительные средства изобразительного искусства ХХ века; ® культуре зрительского восприятия; ® характеризовать временные и пространственные 143 искусства; произведений ® понимать разницу между реальностью и художественным образом; ® представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; ® опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; ® собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); ® представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; ® опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; ® систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; ® распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; » понимать сочетание различных объемов в здании; ® понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; ® иметь общее и представление рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; ® понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; ® различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; ® характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; » понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; ® осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар ит. д.; ® применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные 144 элементы; ® применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); ® создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; ® создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; ® получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; ® приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; ® характеризовать основные школы садово-паркового искусства; ® понимать основы краткой истории русской усадебной культуры ХУШ -— ХХ веков; ® называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; ® понимать основы краткой истории костюма; ® характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; ® применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; ® использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов: »® отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; ® использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; ® узнавать и характеризовать памятники София Киевская. Фрески. Мозаики; 145 архитектуры Древнего Киева. ® различать Кремля. итальянские Характеризовать и и русские традиции описывать в архитектуре Московского архитектурные особенности соборов Московского Кремля; ® различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; е узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; и в селе Коломенском ® характеризовать особенности церкви Вознесения храма Покрова-на-Рву; веке. ХУП в традиций иконописных новых особенности ® раскрывать Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; (индивидуальным над проектом ® работать или создавая коллективным), разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; стилевые ® различать разных особенности архитектуры Древней архитектурные образы школ Руси; и натуры с ® создавать по воображению графическими материалами и др.; ® работать над эскизом монументального роспись, скульптура); монументальная произведения (витраж, мозаика, выразительный использовать язык при моделировании архитектурного пространства; сопоставлять ® сравнивать, и произведения анализировать живописи Древней Руси; ® рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; ® ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры ХУШ -— ХХ веков; ® использовать в речи новые термины, изобразительном искусстве и архитектуре ХУШ ® выявлять живописи ХУШ и называть характерные века: 146 — ХХ связанные со стилями веков; особенности русской портретной в ® характеризовать признаки и особенности московского барокко; ® создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: ® активно использовать художественные материалы предметов (литературы, язык для изобразительного освоения искусства содержания и различные различных учебных окружающего мира, технологии и др.); аргументировать коммуникации, уметь ® владеть диалогической формой свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; ® различать характер, обществу; и передавать эмоциональное осознавать в художественно-творческой состояние и свое общечеловеческие отношение ценности, деятельности к природе, человеку, выраженные в главных темах искусства; ® выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; ® понимать специфику изображения в полиграфии; ® различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); ® различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); ® проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; ® создавать художественную композицию макета книги, журнала; ® называть имена великих русских живописцев и архитекторов ХУШ - МХ веков; ® называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников ХУШ - АИХ веков; ® называть имена выдающихся русских художников-ваятелей ХУШ определять скульитурные памятники; 147 века и ® называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; ® называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов ХИХ века и определять произведения пейзажной живописи; ® понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; ® активно воспринимать анализировать разные метафоры видеть и уровни произведения картину и аргументированно понимать восприятия, своего целостную искусства мира, присущую изобразительные произведениям искусства; е определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; ® использовать архитектуре навыки (макеты из формообразования, бумаги, картона, использования объемов пластилина); в создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; ® называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины АПХ века и определять памятники монументальной скульптуры, ® создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; ® узнавать основные художественные направления в искусстве ИХ и ХХ веков; ® узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; ® осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; ® применять творческий опыт разработки художественного проекта — создания композиции на определенную тему; ® понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве ХА века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; 148 ® характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; ® создавать с натуры над по воображению архитектурные образы др.; графическими материалами и ® работать и эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульитура); ® использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; ® характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; ® получать художественных об особенностях представления коллекций крупнейших музеев мира; над работы коллективной навыки ® использовать объемно- пространственной композицией; ® понимать основы сценографии как вида художественного творчества; ® понимать роль костюма, маски грима и в искусстве актерского перевоплощения; ® называть (А.Я. Головин, имена российских художников А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); ® различать особенности художественной фотографии; ® различать выразительные художественной средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); ® понимать изобразительную природу экранных искусств; ® характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; ® различать понятия: игровой и документальный фильм; ® называть мастеров имена российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; ® понимать основы искусства телевидения; ® понимать различия в творческой сценографа; 149 работе художника-живописца и ® применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; ® применять творческие умения в практике любительского по созданию костюмов, спектакля грима и т. художественно- д. для снектакля из доступных материалов; ® добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; ® использовать осуществлять выбор навыки основ и точки съемки, объекта осознанно фотосъемки, элементарные плана ракурса, как художественно-выразительных средств фотографии; » применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. 0.; + пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; ® понимать и объяснять синтетическую природу фильма; ® применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; ® применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; ® использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; ® применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; ® смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно- операторского искусства фильмы мастеров кино; ® использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; ® реализовывать сценарно-режиссерскую практике создания видео-этюда. 150 и операторскую грамоту в 1.2.5.14. Музыка Выпускник научится: ® понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; ® анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; ® определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); ® выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; ® понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; ® различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; ® различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; ® Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; ® понимать основной принцип построения и развития музыки; ® анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; ® размышлять суждения об о знакомом основной идее, музыкальном средствах ее произведении, воплощения, высказывая интонационных особенностях, жанре, исполнителях; » понимать значение устного народного музыкального творчества развитии общей культуры народа; ® определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; ® понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; 151 в ® понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; ® распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; ® определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической = музыкальной школы; е определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; ® узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; ® выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; ® различать жанры вокальной, инструментальной, вокально- инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки; ® называть основные жанры ноктюрн, романс, этюд светской музыки и т.п.) и крупной формы малой (баллада, баркарола, (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); ® узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); ® определять тембры музыкальных инструментов; е называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; ® определять виды оркестров: симфонического, духового, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; ® владеть музыкальными терминами 152 в пределах изучаемой темы, камерного, ® узнавать классики, на слух образцы изученные народного произведения музыкального русской и творчества, зарубежной произведения современных композиторов; ® определять характерные особенности музыкального языка: ® эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; ® анализировать произведения и прошлого композиторов выдающихся современности; ® анализировать художественной и содержания жизненного единство формы в различных музыкальных образах; ® творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; ® выявлять одной интерпретации особенности художественной же и той идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; ® анализировать трактовки различные одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; интерпретацию ® различать классической в музыки современных обработках; ® определять характерные признаки современной популярной музыки; ® называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рокн-ролла и др.; ® анализировать творчество исполнителей авторской песни; ® выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами между музыкой и другими видами искусства; ® находить жанровые параллели искусств; интонации ® сравнивать живописного музыкального, и литературного произведений; ® понимать литературы взаимодействие на основе осознания музыки, специфики 153 изобразительного языка каждого из них; искусства и ® находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы; ® понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов: ® называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса; ® определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; е владеть навыками вокально-хорового музицирования; ® применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (а сарреПа); ® творчески содержание интерпретировать произведения музыкального пении; исполнительской в коллективной ® участвовать деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; знакомом о ® размышлять произведении, музыкальном высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; ® передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; ® проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности; ® понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; ® эмоционально проживать события исторические и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; _* примеры выдающихся и зарубежных музыкальных приводить отечественных (в том исполнителей числе современных) и исполнительских коллективов; ® применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; в ® обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; ® использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и черты и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Выпускник получит возможность научиться: ® понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные признаки, традиции, ® понимать обрядов музыкального фольклора разных стран мира; особенности языка западноевронейской музыки на иримере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; ® понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; й) ® определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; ® распознавать мелодику знаменного распева — основы древнерусской церковной музыки; ® различать сюита), формы понимать их построения музыки возможности (сонатно-симфонический в воплощении и развитии цикл, музыкальных образов; ® выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; _® различать — характер, и передавать эмоциональное в художественно-творческой состояние и свое отношение деятельности к природе, человеку, обществу; ® исполнять свою партию в хоре в иростейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; ® активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского математики и др.). 155 языка, окружающего мира, 1.2.5.15. Технология В соответствии образовательного с требованиями стандарта основного предметной области «Технология», Федерального общего государственного образования к результатам планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: ® осознание общества; роли техники формирование технологической технологий целостного культуры экологических и и представления культуры последствий для труда; развития прогрессивного развития о техносфере, сущности уяснение технологий социальных и промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; » овладение деятельности, методами решения — учебно-исследовательской творческих задач, и — проектной моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; ® овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации: ® формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; ® развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования средств — и информации, инструментов оценивать ИКТ в возможности современном и области производстве применения или сфере обслуживания; ® формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. При формировании «Технология» образовательного перечня учтены стандарта планируемых требования основного результатов освоения Федерального образования предмега государственного к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты 156 базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом). Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития Выпускник научится: актуальные и характеризовать ® называть управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, маптиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; технологии технологии, информационные медицинские, управленческие, перспективные характеризовать и ® называть и производства обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; ® объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий традиционных технологий, связывая продуктов материальных производства свои объяснения с от принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты; е проводить развития мониторинг технологий избранной произвольно отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов. Выпускник получит возможность научиться: ® приводить рассуждения, прогнозы развития материалов, технологий машиностроения, содержащие аргументированные в сферах медицины, производства производства продуктов оценки и обработки питания, сервиса, информационной сфере. Формирование технологической культуры и проектно- технологического мышления обучающихся Выпускник научится: ® следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; 157 и ® оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности; ® прогнозировать по известной продукта) в зависимости от изменения прогнозы технологии выходы (характеристики входов / параметров / ресурсов, проверяет опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты; » в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложно материальн информацио ого или нного продукта; сос тав ног о ® проводить оценку и испытание полученного продукта; ® проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах; » описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; ® анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; ® проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих: _ изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; _ и модификацию материального продукта по технической документации изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материальног продукта; о _ определение характерисгик включая его моделирование —_ встраивание и разработку материального в информационной среде созданного информационного оболочку; 158 продукта, (конструкторе); продукта в заданную — изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; ® проводить и анализировать разработку и / или реализацию (технологии) получения технологических проектов, предполагающих: _ оптимизацию требующегося заданного способа материального продукта (после его применения в собственной практике): — обобщение продуктов, одной группы свойств данных с производства условий потребителей, их групп запросов потребительских анализ (опыта), субъектами различными продуктов получения прецедентов выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства инструкций, с согласование исполнителей, для карт технологических разработку применения; и ее пилотного продукта данного заинтересованными субъектами; — изменение параметров разработку (комбинирование, ресурсам) материального получения технологии и и требований к информационного продукта с заданными свойствами; ® проводить и анализировать разработку и / или проектов, реализацию предполагающих: — планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование (разработку) материального и разработку документации); _ планирование продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; — разработку плана продвижения продукта; е проводить роботов, и анализировать позволяющих решить конструирование конкретные задачи (с механизмов, простейших помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора). ® Выпускник получит возможность [38 научиться: ® выявлять и формулировать проблему, требуюирю технологического решения; ® модифицировать заказом имеющиеся / потребностью продукты / задачей в соответствии деятельности и с ситуацией в соответствии с / их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; ретроспективного описание деятельности унификации и анализа основе на представлять опыт, свой ® 71ехнологизировать в виде инструкции или технологической карты; ® оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии. Построение в планов и траекторий образовательных области профессионального самоопределения Выпускник научится: медицины, сферах производства профессий, группы ® характеризовать производства продуктов питания, технологии материалов, машиностроения, обработки и сервиса, в обслуживающих описывает сфере, информационной тенденции их развития, ситуацию ® характеризовать региональном на рынке труда, называет тенденции ее развития, ® разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда, ® характеризовать группы предприятий региона проживания, ® характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные оказываемых ими на территории услугах, образовательных обучающегося, проживания условиях поступления об и особенностях обучения, ® анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, ® анализировать результаты и последствия выбором и реализацией образовательной траектории, 160 своих решений, связанных с ® анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности, » получит опыт производствами в машиностроения, наблюдения сферах (изучения), медицины, производства ознакомления производства продуктов и питания, с современными обработки сервиса, материалов, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников, ® получит опыт информации о проживания, а также поиска, перспективах извлечения, развития информации об структурирования современных актуальном и производств состоянии и обработки в регионе перспективах развития регионального рынка труда. Выпускник получит возможность научиться: ® предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей; ® анализировать профессиональной сферах медицины, социальный группы статус из числа производства произвольно профессий, и обработки заданной обслуживающих материалов, соицнально- технологии в машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом: 5 классе По завершении учебного года обучающийся: ® характеризует рекламу как средство формирования потребностей; ® характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов проектировании и реализации технологического процесса; ® называет современных предприятия производственных региона проживания, технологий, работников этих предприятий; 161 работающие приводит примеры на основе функций в