® разъясняет процесс», содержание «потребность», понятий «технология», «конструкция», «механизм», «технологический «проект» и адекватно пользуется этими понятиями; ® объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; ® приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта; ® объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты; ® составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту; о осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; ® осуществляет выбор товара в модельной ситуации; ® осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; ® конструирует модель по заданному прототипу; ® осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки); ® получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы; ® получил проанализировал и опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели; ® получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, проектирование и альтернативные решения; ® получил и проанализировал опыт продукта по заданному алгоритму; 162 изготовления информационного ® получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов; ® получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. 6 класс По завершении учебного года обучающийся: и характеризует ® называет сооружений, профессии в области технологии актуальные строительства, возведения характеризует и зданий строительную отрасль региона проживания; ® описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры; понятием ° оперирует система» «технологическая при описании средств удовлетворения потребностей человека; ® проводит морфологический анализ технологической и функциональный системы; ® проводит анализ технологической системы — надсистемы — подсистемы в процессе проектирования продукта; ® читает элементарные чертежи и эскизы; ® выполняет эскизы механизмов, интерьера; ® освоил техники обработки материалов (по выбору в обучающегося соответствии с содержанием проектной деятельности); ® применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем; ® строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме; е получил и проанализировал опыт — исследования — способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения; ® получил службами ЖКХ; и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со ® получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов; ® получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи); ® получил и проанализировал опыт планирования материального /— продукта соответствии разработку и моделирование в с (разработки) получения собственными на или документации) задачами (включая самостоятельно основе проведенных исследований потребительских интересов. 7 класс По завершении учебного года обучающийся: ® называет области и характеризует энергетики, характеризует актуальные и перспективные профессии в сфере технологии энергетики, энергетику региона проживания; ® называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий; ® характеризует проживания, автоматизацию профессии, производства обслуживающие приводит произвольные примеры на примере автоматизированные региона производства, автоматизации в деятельности представителей различных профессий; ® перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии; > ® объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю; ® объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы; » осуществляет проводит анализ сборку неполадок электрических электрической 164 цепи; цепей по электрической схеме, в ® осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставле задачей, конструирова нной ние электрических цепей в соответствии с задачей; поставленной ® выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного прое(на ктир выбор образователь ован ной организации) ия ; ® конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов; субъективно ® следует технологии,в том числе,в процессе изготовления нового продукта; е получил освещения проекта разработки опыт проанализировал и выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки; ® получил средствами и опыт проанализировал учебного станка, создания и разработки программой управляемого изделия компьютерного трехмерного проектирования; ® получил (технологии) и опыт проанализировал получения оптимизации (на продукта материального заданного способа собственной основании этого способа). практики использовани я 8 класс года обучающийся учебного По заве ршен ии : ® называет обработки и характеризует материалов, и актуальные технологии с заданными материалов получения технологии перспективные свойствами; ® характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития; ® называет и характеризует актуальные транспорта; 165 и перспективные технологии ® называет характеристики современного рынка жизни профессии, характеризует новые и умирающие труда, описывает профессии, цикл в том числе на предприятиях региона проживания; ® характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития; ® перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации, ® характеризует произвольно в соответствии материал заданный с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, экономические возможность экологичность (с обработки), использованием произвольно характеристики, избранных источников технологий, пользуясь произвольно тенденции развития социальных информации); ® объясняет избранными технологий специфику примерами, в 21 веке, социальных характеризует характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий; ® разъясняет функции модели и принципы моделирования; ® создает модель, адекватную практической задаче; ® отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям; ® составляет рацион питания, адекватный ситуации; ® планирует продвижение продукта; ® регламентирует заданный процесс в заданной форме; ® проводит оценку и испытание полученного продукта; ® описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; ® получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания; 166 ® получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач: ® получил проведения и проанализировал виртуального опыт компьютерного эксперимента по моделирования избранной / обучающимся характеристике транспортного средства; ® получил логистики и проанализировал опыт на трассы / пункта населенного выявления проблем транспортной самостоятельно основе спланированного наблюдения; ® получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков; ® получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу; е и получил технологической основе на продукта материального проектирования опыт проанализировал применением элементарных (не требующих (требующих регулирования / настройки) и изготовления и регулирования) рабочих с документации сложных / инструментов технологического оборудования; ® получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку; изменение параметров и разработки опыт проанализировал и ® получил к требований ресурсам) (комбинирование, получения технологии материального и информационного продукта с заданными свойствами. 9 класс По завершении учебного года обучающийся: » называет и характеризует актуальные и перспективные медицинские технологии, ® называет и характеризует технологии в области электроники, тенденции их развития и новые продукты на их основе, ® объясняет закономерности технологического развития цивилизации, ® разъясняет социальное значение региональном рынке труда, 167 групп профессий, востребованных на ® оценивает условия использования технологии в том числе с позиций экологической защищенности, ® прогнозирует по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты, эе анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации, е в зависимости от ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность — качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта, ® анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией собственной образовательной траектории, — ® анализирует свои возможности определенного уровня и предпочтения, образовательных программ связанные с освоением и реализацией тех или иных видов деятельности, ® получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными материалов, производствами машиностроения, в сферах медицины, производства производства продуктов и обработки питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников, ® получил опыт информации о проживания, а также поиска, перспективах извлечения, развития информации об структурирования современных актуальном и производств состоянии и обработки в регионе перспективах развития регионального рынка труда, ® получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб, ® получил и специализированного проанализировал опыт проекта. 168 разработки и / или реализации 1.2.5.16. Физическая культура Выпускник научится: ® рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; ® характеризовать раскрывать его взаимосвязь содержательные основы со здоровьем, гармоничным образа жизни, физическим развитием и и личности качеств формированием подготовленностью, физической здорового профилактикой вредных привычек; е раскрывать применять базовые их в процессе понятия совместных и термины занятий физической физическими культуры, упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; е разрабатывать упражнениями, содержание определять их самостоятельных направленность занятий и с физическими формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; ® руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; » руководствоваться ушибах во время правилами оказания первой помощи самостоятельных использовать занятия соревнования для физической организации занятий культурой, при травмах и физическими спортивные индивидуального отдыха упражнениями; игры и спортивные и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; е составлять тренирующей комплексы и корригирующей нагрузку с учетом функциональных физических упражнений направленности, оздоровительной, подбирать индивидуальную особенностей и возможностей собственного организма; » классифицировать направленности, планировать физические их упражнения последовательность 169 по и их функциональной дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; ® самостоятельно действиям, проводить анализировать занятия особенности их по обучению выполнения, двигательным выявлять ошибки и своевременно устранять их; ® тестировать показатели физического развития и основных физических особенности качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; е перенапряжения организма, в работоспособности его повышению и утомления профилактике по упражнений комплексы выполнять процессе трудовой и учебной деятельности; ® на воздействующие развитие физических основных целенаправленно упражнения, общеразвивающие ВЫПОЛНЯТЬ быстроты, (силы, качеств выносливости, гибкости и координации движений); ® выполнять акробатические комбинации из гимнастические комбинации на числа освоенных хорошо упражнений; е выполнять спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; ® выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); ® выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; ® ВЫПОЛНЯТЬ Основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; е демонстрировать на передвижения выполнять технику лыжах последовательного способами, различными чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; » выполнять тестовые упражнения для оценки развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: 170 уровня индивидуального ® характеризовать Кубертена цель возрождения в становлении современного Олимпийских олимпийского игр и роль Пьера движения, де объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; ® характеризовать спортивного движения, исторические великих вехи спортсменов, развития отечественного принесших славу российскому занятий физической спорту; °® подготовкой на укрепление влияния положительного иризнаки определять развитием между связь устанавливать здоровья, физических качеств и основных систем организма; оформление самостоятельных контроля данные физической и развития физического индивидуального него физическими с занятий направленности, функциональной разной в включать деятельности, физкультурной проведения планов упражнениями динамики по дневник ® вести подготовленности; оздоровительной ходьбы культурой физической занятия ® проводить и бега, лыжных прогулок с использованием и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; ® проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; ® выполнять комилексы упражнений физической лечебной культуры учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья; ® преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; ® осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; ® выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно- спортивного комилекса «Готов к труду и обороне»; ® выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта; ® проплывать учебную дистанцию вольным стилем. 171 с 1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности Выпускник научится: ® классифицировать безопасности; и характеризовать условия — экологической | ® использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; е использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; ® классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; ® безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; ® безопасно использовать бытовые приборы; ® безопасно использовать средства бытовой химии; ® безопасно использовать средства коммуникации; ® классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; ® предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; ® безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной вести и применять способы самозащиты в криминогенной вести и применять способы самозащиты в криминогенной вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; ® безопасно ситуации в подъезде; ® безопасно ситуации в лифте; ® безопасно ситуации в квартире; ® безопасно вести и применять способы 172 самозащиты при карманной краже, ® безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; ® адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; ® адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; ® безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре: ® безопасно применять первичные средства пожаротушения; ® соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; э соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; правила ® соблюдать безопасности дорожного движения причины и последствия пассажира транспортного средства; ® классифицировать и характеризовать опасных ситуаций на воде; ® адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; ® использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; р ® классифицировать и характеризовать и последствия причины опасных ситуаций в туристических походах; ® готовиться к туристическим походам; ® адекватно оценивать и ситуацию вести безопасно в туристических походах; » адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; » добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; ® добывать и очищать воду в автономных условиях; е добывать готовить и пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; » подавать сигналы бедствия и отвечать на них: ® характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; ® предвидеть опасности и правильно ситуаций природного характера; действовать в случае чрезвычайных ® классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; ® безопасно использовать средства индивидуальной защиты; ® характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; ® предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; по защите мероприятия ® классифицировать от чрезвычайных населения ситуаций техногенного характера; ® безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!›»; ® безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; ® комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, и характеризовать явления терроризма, экстремизма, продуктов) в случае эвакуации; ® классифицировать наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; ® классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; ® адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; — ® адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; ® классифицировать законодательных и актов, характеризовать основные регламентирующих положения ответственность несовершеннолетних за правонарушения; ® классифицировать большого скопления и характеризовать людей; 174 опасные ситуации в местах * предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; ® адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; ® оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; ® характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; ® классифицировать факторы, и мероприятия укрепляющие и сохранению и разрушающие здоровье; ® планировать профилактические мероприятия по укреплению своего здоровья; ® адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; ® выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; ® безопасно использовать ресурсы интернета; ® анализировать состояние своего здоровья; ® определять состояния оказания неотложной помощи; ® использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; ® классифицировать средства оказания первой помощи; ® оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; ® извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; ® оказывать первую помощь при ушибах; ® оказывать первую помощь при растяжениях; ® оказывать первую помощь при вывихах; ® оказывать первую помощь при переломах; ® оказывать первую помощь при ожогах; ® оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; ® оказывать первую помощь при отравлениях: ® оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; 175 по ® оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: ® безопасно использовать средства индивидуальной зациты велосипедиста; ® классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; ® готовиться к туристическим поездкам; ® адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; ® анализировать последствия возможных опасных сштуаций в местах большого скопления людей; ® анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; ® безопасно вести и применять права покупателя; ® анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; ® предвидеть пути террористическую, анализировать и средства экстремистскую влияние вредных и привычек возможного вовлечения наркотическую и факторов в деятельность; и на состояние своего здоровья; ® характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; ® классифицировать законодательных и актов, характеризовать регулирующих права и основные — положения обязанности супругов, и решений и защицающих права ребенка; ® владеть осуществления основами осознанного самоконтроля, выбора самооценки, в учебной принятия и иознавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности исизнедеятельности; ® классифицировать основные правовые 176 аспекты оказания первой помощи, ® оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; ® оказывать первую помощь при инфекцнонных заболеваниях; ® оказывать первую помощь ири остановке сердечной деятельности; ® оказывать первую помощь при коме; ® оказывать первую помощь при поражении электрическим током; ® использовать безопасности оля решения коммуникативных жизнедеятельности различные источники задач в области информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; ® усваивать приемы действий опасных в различных и чрезвычайных ситуациях; ® исследовать опасные и несложные различные чрезвычайные эксперименты ситуации ситуации, для в повседневной выдвигать доказательства жизнедеятельности, предположения предположений проводить и обеспечения личной безопасности; ® творчески решать области безопасности моделируемые жизнедеятельности. 177 ситуации и практические задачи в 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 1.3.1. Общие положения Система оценки достижения планируемых результатов (далее — система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного "Положения об оценке образовательных достижений обучающихся". Основными направлениями образовательной организации в и целями соответствии оценочной с деятельности требованиями ФГОС в ООО являются: ® оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа образовательной процедур мониторинговых внутреннего исследований мониторинга муниципального регионального организации, и федерального уровней; ® оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; ® оценка результатов деятельности образовательной организациикак основа аккредитационных процедур. Основным критериальной объектом системы оценки, ее содержательной и базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: ® стартовую диагностику, ® текущую и тематическую оценку, ® портфолио, 178 ® внутришкольный мониторинг образовательных достижений, » промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: ® государственная ® независимая ® мониторинговые итоговая оценка аттестация, качества образования” исследования 10 И муниципального, регионального и федерального уровней. Особенности каждой из указанных процедур описаны в п.[.3.3 настоящего документа. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и = учебно-практических оценки, в задач. качестве Он которых обеспечивается выступают содержанием планируемые и критериями результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Уровневый индивидуальной содержанию подход работы оценки, служит важнейшей с учащимися. Он так и к подход к содержанию основой реализуется представлению и для как по организации отношению к интерпретации результатов обеспечивается структурой измерений. Уровневый планируемых результатов, «Выпускник научится» Достижение планируемых научится», выносится на в и которых оценки выделены три «Выпускник получит результатов, отнесенных итоговую оценку, которая блока: возможность может к блоку общецелевой, научиться». «Выпускник осуществляться как $ Осуществляется в соответствии со статьей №92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ” Осуществляется в соответствии со статьей №95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ® Осуществляется в соответсгвии со статьей №97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» |9 в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе — в форме государственной итоговой аттестации. Процедуры внутришкольного мониторинга (в том числе, для аттестации педагогических организации) строятся «Выпускник научится» Процедуры независимой исследований кадров и оценки на планируемых и результатах, «Выпускник оценки различного уровня деятельности представленных получит качества возможность образования опираются образовательной на и в блоках научиться». мониторинговых планируемые результаты, представленные во всех трех блоках. Уровневый реализуется подход за счет результатов: Достижение базового типовые учащимися различных базового уровня учебные в ходе представлению фиксации планируемых решать к интерпретации уровней уровня достижения и уровней свидетельствует задачи, учебного и о обучающимися и ниже способности целенаправленно процесса. выше результатов обучающихся отрабатываемые Овладение базовым базового. со уровнем всеми является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется о трех путем оценки метапредметных групп результатов: (регулятивных, предметных, коммуникативных личностных, и — познавательных универсальных учебных действий); ° использования комплекса оценочных тематической, промежуточной) индивидуальных образовательных как процедур основы достижений (стартовой, текущей, для оценки (индивидуального динамики прогресса) и для итоговой оценки; ® использования обучающихся, условиях контекстной и процессе информации обучения и (06 — особенностях др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; ® использования дополняющих друг друга разнообразных методов (стандартизированных и устных проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и 180 форм оценки, и письменных др.). взаимно работ, 1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов Особенности оценки личностных результатов Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным служит объектом оценки сформированность личностных универсальных результатов учебных в основной действий, школе включаемых в следующие три основные блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных включая ценностно- перспектив социального развития; 3) сформированность социальных компетенций, смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую эффективности оценку обучающихся, воспитательно-образовательной организации и образовательных результатов образовательной неперсонифицированных систем разного деятельности а является предметом деятельности уровня. мониторинговых исследований. образовательной Поэтому осуществляется оценки в оценка ходе этих внешних Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики. Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации развития учащихся возможна оценка сформированности результатов, проявляющихся в: 181 личностного отдельных личностных ® соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; ® участии ближайшего в общественной социального жизни образовательной окружения, страны, организации, — общественно-полезной деятельности; ° ответственности за результаты обучения; ° готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ® ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. Внутришкольный образовательной мониторинг организации и организуется осуществляется администрацией классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Особенности оценки метапредметных результатов Оценка достижения программы, метапредметных планируемых которые формирования универсальные результатов результатов представлены универсальных освоения в учебных представляет основной собой образовательной междисциплинарной действий учебные действия», «Коммуникативные (разделы оценку программе «Регулятивные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Основным объектом и предметом Являются: 182 оценки метапредметных результатов » способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; » способность работать с информацией; ® способность к сотрудничеству и коммуникации; » способность к решению личностно и социально значимых проблем и в целях обучения и воплощению найденных решений в практику; е способность и готовность к использованию ИКТ развития; е способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка администрацией мониторинга. ‘достижения метапредметных образовательной Содержание и результатов организации периодичность в ходе осуществляется внутришкольного внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. Наиболее адекватными формами оценки ® читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе; е ИКТ-компетентности — практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; ® учебных сформированности действий — регулятивных, наблюдение за коммуникативных ходом и познавательных выполнения групповых индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Итоговой обучающимся проект в рамках представляет одного или собой учебный нескольких 183 проект, учебных выполняемый предметов с целью и продемонстрировать избранных свои достижения областей проектировать знаний и осуществлять (учебно-познавательную, в самостоятельном и/или видов освоении деятельности целесообразную конструкторскую, содержания и способность и результативную деятельность социальную, художественно- творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: И аналитические работа (эссе, реферат, а) письменная обзорные материалы, материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); области (в музыки, литературы, виде в представленная искусств), экранных искусства, изобразительного работа творческая 6) художественная прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; Г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Требования к организации проекта, направленности а проектной критерии также к деятельности, оценки содержанию и работы проектной разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, на ссылок различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита деятельности проекта осуществляется комиссии в процессе образовательной конференции. 184 специально организации или организованной на школьной Результаты выполнения комиссией представленного презентации обучающегося проекта оцениваются продукта и отзыва с по краткой итогам рассмотрения пояснительной запиской, руководителя. Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. результатов этих Формирование учебным каждым обеспечивается предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, администрацией мониторинга. промежуточной образовательной и итоговой организации в оценки, ходе а также внутришкольного | Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить: А, _ список формирования итоговых и планируемых способов результатов оценки (например, с указанием этапов их текущая/тематическая; устно/письменно/практика); `(при требования необходимости к выставлению — с учетом отметок степени оценочные процедуры); _ график контрольных мероприятий. 185 за промежуточную значимости отметок аттестацию за отдельные 1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур Стартовая готовности диагностика к обучению представляет на данном собой уровне процедуру образования. оценки Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики Объектом оценки являются: предметов учебных сформированность специфическими и в средствами, познавательными том учебной основных для средствами числе: логическими средствами, знако-символическими информацией, с работы мотивации, универсальными владение деятельности, структура образовательных достижений. операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности предметов Результаты (разделов). учебных корректировки для основанием являются диагностики стартовой отдельных к изучению программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся в проблем существующих текущей Объектом обучении. оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки и (устные письменные опросы, работы, практические творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются отдельные планируемыми об свидетельствующие результаты, достижении учебного для индивидуализации основой тематических результатов учителем) могут сроки в более включаться 186 процесса; при этом успешности обучения и (по сравнению с сжатые в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу". Тематическая достижения оценка тематических фиксируются в представляет планируемых учебных собой результатов методических Министерством образования образовательной организацией и процедуру науки по По которые рекомендованных предметам, вводимым планируемые тематические самостоятельно, уровня предмету, комплектах, РФ. оценки результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может Оценочные вестись как в ходе изучения процедуры подбираются они чтобы так, ее изучения. так и в конце темы, предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и них. из каждого тематической Результаты оценки являются для основанием коррекции учебного процесса и его индивидуализации. Портфолио активности творческой собой представляет процедуру учащегося, оценки динамики направленности, и учебной широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня портфолио высших включаются достижений, как работы демонстрируемых учащегося (в том учащимся. данным числе — В фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия 7 обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. и Накопленная оценка рассматривается как способ фиксации освоения учащимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результага на всех э1апах его формирования. (Например, с этой целью может использоваться лист продвижения, построенный на основе списков итоговых и тематических результатов.) Накопленная оценка фиксирует дос1ижение а) предметных результатов, продемонстрированных в ходе процедур текущей и тематической оценки, 6) метапредметных и частично -личностных результатов, связанных с оценкой поведения, прилежания, а Также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения, продемонсарированных в ходе внутришкольных мониторингов и в)той части предметных, метапредметных и личностных результатов, отраженных в портфолио, которая свиделельсивует о достижении высоких уровней освоения планируемых результатов и(или) позитивной динамике в освоении планируемы результатов. 187 Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: ® оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; той достижения уровня оценки ° части которые связаны с оценкой поведения, прилежания, результатов, личностных а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; осуществляемого профессионального уровня оценки о на основе административных учителя, мастерства проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся. Содержание внутришкольного периодичность и мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного в мониторинга части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках. Промежуточная обучающихся аттестация на уровне основного представляет общего собой образования процедуру аттестации и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике). Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС 188 ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%. Порядок проведения Федеральным иными законом нормативными «Об соответствии Российской является образовании аттестации в Российской регламентируется Федерации» (ст.58) и образовании в актами. Государственная В промежуточной итоговая со Федерации» аттестация статьей 59 Федерального государственная обязательной закона итоговая процедурой, «Об аттестация завершающей (далее освоение — ГИА) основной образовательной программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами”. Целью .— ГИА выпускников. является ГИА включает языку и математике). сдают на добровольной основного установление измерительных стандартизированной использованием форме тем, по другим основе материалов, по своему экзамена учебным выбору. (ОГЭ) с представляющих и билетов в форме и иных форм результатов относятся предметные результаты оценка внутренней результаты результаты, выполнения аттестация) и внешней оценки. ГИА. К зафиксированные итоговой К результатам работы в по и по (итоговая (по русскому предметам обучающиеся проводится использованием устных достижений экзамена ГИА собой организации (государственный выпускной экзамен Итоговая образовательных в себя два обязательных Экзамены государственного уровня контрольных комплексы письменных решению в форме заданий в экзаменов с образовательной — ГВЭ). по предмету результатам внутренней системе предмету. складывается внешней оценки накопленной Такой подход из оценки относятся оценки и позволяет ” См. например, "Порядок проведения государственной итоговой аттестации пс образовательным программам основного общего образования". Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г., №1394. 189 обеспечить полноту эффект обучения, охвата планируемых обеспечивающий результатов прирост материала и свободе оперирования и выявить в глубине им. По предметам, кумулятивный понимания изучаемого не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки. Итоговая образования оценка по предмету государственного фиксируется образца — в документе аттестате об об уровне основном общем образовании. Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе — результатов мониторинга внутришкольного и фиксируется характеристике в учащегося. Характеристика готовится на основании: о объективных показателей обучающегося достижений образовательных на уровне основного образования, ==—^\ ® портфолио выпускника; »е экспертных оценок и руководителя классного обучавших учителей, данного выпускника на уровне основного общего образования. В характеристике выпускника: отмечаются образовательные обучающегося достижения по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов; эедаются образовательной педагогические траектории рекомендации на уровне среднего выбору к общего индивидуальной образования с учетом выбора учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений. Рекомендации педагогического коллектива к выбору индивидуальной образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей). 190 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 2.1. Программа включающая развития формирование использования универсальных компетенций учебных действий, обучающихся информационно-коммуникационных в области технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности Структура настоящей программы развития универсальных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС учебных и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития особенностей реализации компетентности направления обучающихся, а также учебно-исследовательской описания и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. Также в содержание программы включено описание форм взаимодействия участников образовательного процесса, представляет над реализациеи > собой рекомендации по организации работы которое созданием и 13 программы . 2.1.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий С целью образовательной разработки и организации реализации может быть программы создана развития рабочая УУД группа в под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (УВР) или руководителя образовательной образовательной организации организации, или других представителей (учителей-предметников, осуществляющих деятельность в сфере формирования и реализации психолога), программы развития УУД. 13 Е -_ — _ ” Такой Я раздел программы. можети быть скорректирован и дополнен в соответствии с конкретными особенностями и текущими условиями функционирования образовательной организации. 191 Направления деятельности рабочей группы могут включать: . разработку планируемых образовательных метапредметных как для всех обучающихся уровня, так и для групп с особыми потребностями с учетом сформированного учебного плана результатов образовательными и используемых в образовательной организации образовательных технологий и методов обучения; ‚ разработку основных подходов связи предметов, отдельных места также а деятельностью, обеспечению отдельных учебных учебных действий с содержанием внешкольной к универсальных внеурочной и компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса; ‚ разработку основных подходов к конструированию задач на применение —5 универсальных учебных действий; . разработку основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по таким направлениям, как: инженерное, исследовательское, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов; ‚ разработку основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; . разработку научными и социальными по мер системы организации формы организациями, взаимодействия привлечения с учебными, консультантов, экспертов и научных руководителей; ‚ разработку системы мер условий обеспечению по универсальных учебных действий у обучающихся, для развития в том числе информационно- методического обеспечения, подготовки кадров; . разработку комплекса мер по организации системы оценки деятельности образовательной организации по формированию развитию и универсальных учебных действий у обучающихся; . разработку методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий; . разработку основных подходов к созданию рабочих программ по предметам с учетом требований развития и применения универсальных учебных 192 действий; . разработку рекомендаций педагогам по конструированию уроков и иных учебных занятий с учетом требований развития и применения УУД; ‚ организацию и проведение серии семинаров с учителями, работающими на уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД; ‚ организацию и проведение систематических консультаций с педагогамипредметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий в образовательном процессе; ‚ организацию предметниками и и заинтересованных проведение школьными представителей методических семинаров с психологами (возможно — привлечение органа государственного педагогами- общественного участия) по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у учащихся уровня; ‚ организацию разъяснительной/просветительской работы с родителями по проблемам развития УУДу учащихся уровня; . организацию отражения результатов работы по формированию УУД учащихся на сайте образовательной организации. Для подготовки содержания определенных рабочей соблюдением необходимых (конкретные процедуры группой, разделов может процедур быть программы по реализовано несколько контроля, разрабатываются развитию коррекции рабочей группой и и УУД, этапов согласования утверждаются руководителем). | На подготовительном этапе команда образовательной организации может провести следующие аналитические работы: ‚ анализировать какая образовательная предметность может быть положена в основу работы с по развитию УУД (ряд дисциплин, междисциплинарный материал); . рассматривать, какие рекомендательные, теоретические, методические материалы могут быть использованы в данной образовательной организации для 193 наиболее эффективного выполнения задач программы; ‚ определять состав детей с особыми образовательными потребностями, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, а также возможности построения их индивидуальных образовательных траекторий; ‚ анализировать результаты учащихся по линии развития УУД на предыдущем уровне; ‚ анализировать и обсуждать опыт применения успешных практик, в том 2 образовательной ресурсов информационных использованием с числе организации. работа проводиться может этапе основном На по разработке общей стратегии развития УУД, организации и механизма реализации задач программы, быть УУД, описаны перечень Данный УУД. развития условиям к требования специальные результаты и ожидаемые направления раскрыты могут реализации программы быть расширен. может активностей развития работы Особенности содержания индивидуально ориентированной работы рекомендуется представить в рабочих программах педагогов. На может этапе заключительном осуществляться экспертиза внутренняя программы, возможна ее доработка, также может проводиться обсуждение хода реализации программы на консультантов внешних привлечением школьных из (возможно, семинарах методических научных, образовательных, других с социальных организаций). текст Итоговый программы развития УУД согласовать рекомендуется с членами органа государственно-общественного управления. После согласования утверждается программы текст Периодически необходимые рекомендуется коррективы, руководителем образовательной проанализировать обсудив их результаты с предварительно организации. и внести педагогами- предметниками в рамках индивидуальных консультаций. Среди советы, возможных совещания форм и встречи взаимодействия рабочих групп, можно назвать проводимые педагогические регулярно, онлайн- мероприятия и взаимодействие. Список указанных форм может быть дополнен и 194 изменен образовательной организацией. В целях рабочими соотнесения программами образовательная советы для учебным организация так и на как метапредметных предметам регулярной с учетом методик, основе проводила базы с чтобы методические образовательных обеспечения формирования потенциал аккумулируя (УУД), результатов необходимо, используемой возможности действий учебных универсальных 2— по определения, технологий, формирования разных специалистов-предметников. событийных деятельность образовательную метапредметной и встраивание в является результативности образовательной личностной достижения способом эффективным Наиболее образовательных деятельностных форматов, синтезирующего характера. 2.1.2. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС Целью программы методических положенного основной развития условий для основу ФГОС в школы УУД реализации ООО, способности является обеспечение организационно- системно-деятельностного с тем, чтобы сформировать к самостоятельному учебному подхода, у учащихся целеполаганию и учебному сотрудничеству. В соответствии с указанной целью программа развития УУД в основной школе определяет следующие задачи: ‚ организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе: ‚ реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, деятельности взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов; ‚ включение развивающих задач деятельность обучающихся; 195 как в урочную, так и внеурочную . обеспечение универсальных преемственности учебных действий и при особенностей переходе от программы начального развития к основному общему образованию. Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных обучающегося. особенностей УУД развития представляют собой личностной целостную и познавательной взаимосвязанную сфер систему, определяемую общей логикой возрастного развития. становится ведущей возрасте подростковом в что того, из Исходя аа деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают задача начальной коммуникативные школы «учить учебные ученика действия. В этом смысле учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «инициировать учебное сотрудничество». 2.1.3. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса К принципам формирования УУД в основной школе можно отнести следующие: 1) формирование УУД -— задача, сквозная для всего образовательного процесса (урочная, внеурочная деятельность); 2) формирование УУД обязательно требует работы с предметным или междисциплинарным содержанием; 3) каком образовательная организация в рамках своей ООП может определять, на именно материале (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) реализовывать программу по развитию УУД; 4) преемственность по отношению 196 к начальной школе, но с учетом специфики подросткового заключается в том, что возрастает значимость различных возраста. Специфика подросткового возраста социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ: 5) отход от процесса (как понимания правило, урока говорить как ключевой о формировании единицы УУД образовательного можно учебных занятий при том, что гибко сочетаются урочные, в рамках внеурочные серии формы, а также самостоятельная работа учащегося); на акцент составлении учебного нелинейность, наличие при 6) 7 плана вариативность, компонентов, элективных сделан быть должен и расписания индивидуализацию. По начальной к отношению школе развития программа должна УУД сохранять преемственность, однако следует учитывать, что учебная деятельность в основной теоретических знаний основной этапе приближаться должна школе и процесса образовательного работая смысле, на фокуса: два удерживать должен педагог школы, индивидуализацию В этом способов действий. и общих поиску самостоятельному к умение инициативно учебных предметов, разворачивать учебное сотрудничество с другими людьми. В результате также — в ходе внеурочной сформированы базовых и дополнительных деятельности у выпускников изучения познавательные, будут школы регулятивные и коммуникативные основной а как УУД основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. ° Для успешной деятельности по развитию УУД можно проводить занятия в > разнообразных тренинги, формах: проекты, постепенным уроки практики, расширением одновозрастные конференции, возможностей и разновозрастные: выездные сессии обучающихся (школы) осуществлять занятия, и пр., с выбор уровня и характера самостоятельной работы. Решение задачи формирования УУД в основной только на занятиях по отдельным учебным предметам, школе не но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках факультативов, кружков, элективов. 197 происходит 2.1.4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий Задачи предметов, на применение так обучающегося и и на УУД могут строиться практических имеющих для как на материале ситуациях, него встречающихся значение (экология, учебных в жизни молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.). Различаются два типа заданий, связанных с УУД: _ задания, позволяющие в рамках образовательного процесса сформировать УУД; задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности УУД. — В первом случае задание может быть направлено на формирование связанных группы относиться могут друг как к одной учебных универсальных с другом категории (например, целой Действия действий. регулятивные), так и к разным. Во чтобы втором проявлять случае задание способность может быть учащегося сконструировано применять таким какое-то образом, конкретное универсальное учебное действие. В основной школе возможно использовать в том числе следующие задач: 1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД: ‚ на учет позиции партнера; ‚ на организацию и осуществление сотрудничества; ‚ на передачу информации и отображение предметного содержания; . тренинги коммуникативных навыков; ‚ ролевые игры. 2. Задачи, формирующие познавательные УУД: ‚ проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; . задачи на сериацию, сравнение, оценивание; ‚ проведение эмпирического исследования; ‚ проведение теоретического исследования; 198 типы ‚ смысловое чтение. 3. Задачи, формирующие регулятивные УУД: ‚ на планирование; ‚ на ориентировку в ситуации; ‚ на прогнозирование; ‚ На целеполагание: . на принятие решения; 7х ‚ на самоконтроль. способствует также использование в учебном Развитию регулятивных УУД процессе системы которые наделяют обучающихся учебных групповых или индивидуальных таких функциями организации этапов выполнения работы, отслеживания выполнении задания, соблюдения графика подготовки материалов, поиска планирования выполнения: их в продвижения предоставления и и обязанностей распределения ресурсов, необходимых заданий, контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. материала Распределение является типовых Распределение задач внутри и тех предмета предметам по различным занятий ходе УУД по разным быть временем и не и закрепление же должно освоения временем между баланса достижение в происходить может освоенного задач одних освоение начальное жестким, и типовых предметам. направлено на использования соответствующих действий. 2 характер. При работе результативности оценивания», в том с задачами возможно числе могут носить как открытый, так и закрытый УУД Задачи на применение на применение практиковать бинарную УУД технологии и критериальную для оценивания «формирующего оценки. 2.1.5. Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, 199 информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов) в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций Одним из путей формирования УУД в обучающихся может основной школе является включение в учебно-исследовательскую осуществляться исследовательской использование и в рамках проектной в рамках и проектную деятельность, реализации программы деятельности. урочной Программа и внеурочной которая — учебно- ориентирована деятельности для всех на видов образовательных организаций при получении основного общего образования. Специфика степени проектной связана с обеспечивающего деятельности ориентацией решение на обучающихся получение прикладной задачи и в значительной проектного результата, имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт выполнению как материализованный проекта, достижения защита обучающегося и проекта результат, как процесс иллюстрация ориентирована на как работа по образовательного формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся. Особенностью «приращение» — учебно-исследовательской |: компетенциях — деятельности обучающегося. — является Ценность учебно- исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Е Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям: ‚ урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; ‚ внеурочная является учебно-исследовательская логическим исследовательская и продолжением реферативная деятельность урочной работа, конференции и др. 200 учащихся, деятельности: интеллектуальные которая научно- марафоны, Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как: . исследовательское; ‚ инженерное; ‚ прикладное; ‚ информационное; » социальное; . игровое; . творческое. В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и а условий образовательной организации, также характеристики рабочей предметной программы. В ходе проектов реализации (по настоящей преобладающему исследовательский, программы виду творческий, могут применяться деятельности), как: социальный, такие виды информационный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть х реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Особое индивидуальный значение для проект, развития УУД представляющий в собой основной школе самостоятельную имеет работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы самостоятельно небольшой или с помощью 201 обучающийся педагога получает (автор проекта) возможносте научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: . урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; ‚ учебный элементов эксперимент, исследовательской который позволяет организовать деятельности, как освоение планирование и таких проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; . домашнее разнообразные задание исследовательского характера может сочетать в себе виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. Формы организации деятельности учебно-исследовательской на внеурочных занятиях могут быть следующими: . исследовательская практика обучающихся; ‚ образовательные обозначенными экспедиции — образовательными продуманными формами предусматривают походы, целями, контроля. активную поездки, экскурсии программой — деятельности, Образовательные образовательную деятельность с четко экспедиции школьников, в том числе и исследовательского характера; ‚ факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; ‚ ученическое деятельности, научно-исследовательское которая сочетает работу общество над — форма учебными внеурочной исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, конференций и др., дебатов, а также интеллектуальных включает 202 встречи игр, публичных с представителями защит. науки р образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; ‚ участие числе обучающихся дистанционных, в олимпиадах, предметных конкурсах, неделях, конференциях, интеллектуальных в том марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: ‚ макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; ‚ постеры, презентации; . альбомы, буклеты, брошюры, книги; ‚ реконструкции событий; ‚ эссе, рассказы, стихи, рисунки; ‚ результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; ‚ Документальные фильмы, мультфильмы; . выставки, игры, тематические вечера, концерты; ‚ сценарии мероприятий; . веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. Результаты также могут быть представлены в ходе могут быть проведения конференций, семинаров и круглых столов. Итоги учебно-исследовательской представлены в исследований, проводимых виде статей, деятельности обзоров, отчетов и в рамках исследовательских в том числе по итогам заключений экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов. 2.1.6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий 203 В содержании обучающегося технологий в программы области развития УУД использования в том числе указана компетенция информационно-коммуникационных (ИКТ). Программа развития УУД ИКТ-компетенции, отдельно владение должна обеспечивать в структуре поиском и передачей информации, презентационными навыками, основами информационной безопасности. В настоящее время значительно присутствие компьютерных и интернет- технологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне времени компетенций ИКТ- Данный подход в сфере результатов планируемых определении при значение формирования обучающегося. и развитие поддержка становятся вне направлением важным сфере в организации образовательной деятельности им полученных контексте этом В может обучающийся связи ИКТ-компетентностей, организации. образовательной имеет рядом целым обладать этой В организации. в образовательной нахождения формирования ИКТ-компетенций. указать Необходимо позволяющие деятельности, Также ФГОС, в соответствии необходимо виды возможные реализовывать эффективно со структурой представить развития программы перечень организации формы и и описание направление. данное УУД, учебной обозначенной элементов основных ИКТ- компетенции и инструментов их использования, а также планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ. Основные формы организации учебной по деятельности формированию ИКТ-компетенции обучающихся могут включить: ® уроки по информатике и другим предметам; ® факультативы; ® кружки; ® интегративные межпредметные проекты; ® внеурочные и внешкольные активности. Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих компетенции обучающихся, можно выделить 204 в том числе формирование ИКТ- такие, как: в ® выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов; ® создание и редактирование текстов; ® создание и редактирование электронных таблиц; ® использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; ® создание и редактирование презентаций; ® создание и редактирование графики и фото; ® создание и редактирование видео; ® создание музыкальных и звуковых объектов; ® поиск и анализ информации в Интернете; ® моделирование, проектирование и управление; ® математическая обработка и визуализация данных; ® создание веб-страниц и сайтов; ® сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем. Эффективное обеспечено которых формирование усилиями команды обеспечивается в ИКТ-компетенции обучающихся учителей-предметников, ходе регулярных рабочих может согласование совещаний быть действий по данному вопросу. 2.1.7. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования Обращение компьютера, устройства включение устройства основными сетей, ИКТ. и выключение компьютера; сети и глобальной элементами Соединение принтер, и т. д.) с использованием характеристиках локальной с устройствами проектор, проводных устройств ИКТ; осуществление сети Интернет; пользовательского 205 устройств сканер, ИКТ измерительные и беспроводных получение интерфейса: технологий; информации информационного выполнение подключения базовых работа (блоки с о к операций меню, запуск с прикладных программ, образовательной обращение организации, информационной среде за справкой; в том числе различных хранения способность информации; выбранного через Интернет, информационных числовых параметров информационных для вход в информационную среду размещение объектов: в оценивание процессов (объем памяти, необходимой скорость передачи информации, канала и пр.); вывод информации пропускная на бумагу, работа с расходными материалами; соблюдение требований к организации компьютерного рабочего места, техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. Фиксация и обработка изображений и звуков. Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление обсуждения, фиксации проведения изображений эксперимента, и природного звуков в процесса, ходе процесса фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание презентаций на основе цифровых фотографий; осуществление использованием видеосъемки возможностей и монтажа специальных отснятого материала компьютерных с инструментов; осуществление обработки цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; звукозаписей с инструментов; использованием понимание и осуществление обработки цифровых возможностей учет смысла и специальных содержания компьютерных деятельности при организации фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов. Поиск поиска и организация информации организации и в на персональном образовательном приемов поиска информации разделы, хранения предметные информации. компьютере, пространстве; Использование приемов в информационной среде использование различных в сети Интернет (поисковые системы, справочные рубрики); осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); построение запросов анализ для поиска результатов информации поиска; с использованием сохранение 206 для логических индивидуального операций использования и найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них; использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска необходимых создание и заполнение определителей; создание книг; поиск баз данных, формирование системы папок информации в различных частности, собственного и в размещение базах использование информационного в них нужных данных, различных пространства: информационных источников, размещение информации в сети Интернет. на документов текстовых квалифицированного посредством языках иностранном и родном русском, Создание сообщений. письменных Создание клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора (выделение, перемещение и удаление фрагментами; фрагментов текста; создание текстов с повторяющимися соответствии с заданными форматирование в его начертанию, размеру и параметров установка текстового создании документов; сканирование документа; страницы страниц; в участие изображений; создание гипертекстовых и осуществление — распознавания ссылок и цитирование источников документа; текста использование текста; списков, таблиц, формул, коллективном сканированного текста оформление символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров документ в вставка текста; выравниванию к цвету, к шрифту, требованиями текстовом в контроля процессора); текстового средств с помощью документе орфографического осуществление списков; и таблиц создание при создании на их основе собственных информационных объектов. с изображений графических фрагментами; линий объектов с графического повторяющимися и редактирование редактора; и(или) создание преобразованными создание графических объектов проведением рукой произвольных с использованием устройств; инструментов помощью Создание объектов. графических Создание создание использованием специализированных различных ‘возможностей компьютерных геометрических специальных 207 объектов компьютерных инструментов и и с чертежей инструментов; создание диаграмм различных классификационных, решаемыми (алгоритмических, организационных, задачами; возможностей видов создание специальных родства движущихся компьютерных и др.) концептуальных, в изображений соответствии с с использованием инструментов; создание объектов трехмерной графики. Создание музыкальных и звуковых объектов. Использование звуковых и музыкальных редакторов; синтезаторов; использование клавишных кинестетических микрофонов; запись и кодирования (глубиной звучания качеством и и звукозаписи программ с различным файлов звуковых использование частотой дискретизации). Восприятие, мультимедийных использование и информационных создание объектов. гипертекстовых «Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное перекодирование информации знаковой системы в другую; использование при и восприятии из одной сообщений содержащихся в них внутренних и внешних ссылок; формулирование вопросов к сообщению, создание краткого описания сообщения; цитирование фрагментов сообщений; использование при восприятии сообщений различных инструментов поиска, справочных источников (включая деконструкции сообщений, выделение в работа с особыми видами и спутниковыми фотографиями, позиционирования; информационном проектирование заданную избирательное пространстве, дизайна диаграммами (алгоритмические, организационные, родства и др.), картами в том числе отношение отказ сообщения тему мультимедийной них структуры, элементов и фрагментов; сообщений: концептуальные, классификационные, проведение двуязычные); от к в информации потребления в соответствии презентации системах глобального в окружающем ненужной информации; с задачами; с гиперссылками, создание слайды на которой содержат тексты, звуки, графические изображения; организация сообщения в виде линейного или просмотра через использованием включающего браузер; различных ссылки представления оценивание устройств размеров файлов, ввода информации 208 для самостоятельного подготовленных в заданный интервал с времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, — видеокамера); использование программ-архиваторов. Анализ информации, исследовании. Проведение математическая естественнонаучных обработка и социальных данных в измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и своей результатов анализ информатике; затрачиваемых и деятельности ресурсов. Моделирование, компьютерных проектирование инструментов и управление. Построение с помощью разнообразных информационных описания объектов; построение математических моделей процессов; разработка конструирование и алгоритмов по управлению моделирование с структур изучаемых учебным для объектов и исполнителем; использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; моделирование с использованием виртуальных конструкторов; моделирование с использованием средств программирования; проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования. Коммуникация образовательного социальное взаимодействия образовательной комментариев, и организации взаимодействие. В (получение совершенствование своей Осуществление информационном и выполнение работы, пространстве заданий, формирование получение портфолио); использование возможностей электронной почты для информационного ведение личного работа в дневника группе над (блога) с использованием сообщением; участие в возможностей форумах в обмена; Интернета; социальных образовательных сетях; выступления перед аудиторией в целях представления ей результатов своей информационной работы культуры, с помощью средств ИКТ; этики и права; уважительное соблюдение отношение норм к частной информации и информационным правам других людей. Информационная безопасность. Осуществление 209 защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. 2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий Представленные полученные компетенции, планируемые тем с кому обучающихся, полное более требуется организации. под и адаптированы быть могут результаты знания и существующие образовательной вне обучающимися компетентности развития учитывают в области использования ИКТ обучающихся Вместе результаты планируемые сфере в сопровождение формирования ИКТ-компетенций. а рамках В основных направления следующий возможен результатов планируемых с устройствами «Обращение ИКТ» качестве в что того, список обучающийся сможет: ‚ осуществлять подключение информационное к и сети локальной глобальной сети Интернет; ‚ получать информацию о характеристиках компьютера; ‚ оценивать числовые информационных параметры процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и ‚ соединять устройства (блоки ИКТ пр.); компьютера, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и устройства сетей, т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; . входить в информационную числе через сеть Интернет, среду образовательной размещать в информационной организации, среде в том различные информационные объекты; . соблюдать требования техники безопасности, 210 гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. В рамках качестве направления основных «Фиксация планируемых и обработка результатов изображений возможен, и звуков» в но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: создавать презентации на основе цифровых фотографий; ‚ проводить обработку цифровых фотографий с использованием с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; г звукозаписей цифровых обработку ‚ проводить возможностей специальных компьютерных инструментов; отснятого монтаж и проводить видеосъемку ‚ осуществлять материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. рамках В качестве направления «Поиск планируемых основных и организация результатов информации» хранения возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: . использовать = различные приемы поиска информации Интернет в сети (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); ‚ строить запросы для поиска информации логических с использованием операций и анализировать результаты поиска; . использовать различные библиотечные, в том числе электронные, создавать и заполнять каталоги для поиска необходимых книг; ‚ искать информацию в различных базах данных, базы данных, в частности, использовать различные определители; . сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим. список того, что обучающийся сможет: ‚ осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; ‚ форматировать текстовые документы #].1 (установка параметров страниць в документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страницу; ‚ вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; ‚ участвовать в коллективном создании текстового документа; . создавать гипертекстовые документы. В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: ‚ создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора; . создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ‚ создавать диаграммы концептуальные, 25 различных классификационные, видов (алгоритмические, организационные, родства и др.) в объектов» в соответствии с решаемыми задачами. В рамках качестве направления основных «Создание планируемых музыкальных результатов и звуковых возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: ‚ записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации); ‚ использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач. В рамках гипертекстовых направления и «Восприятие, мультимедийных использование информационных и объектов» создание в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: . создавать гиперссылками, на слайды заданную которой тему мультимедийную содержат тексты, презентацию звуки, графические изображения; ‚ работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические. 22, с концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; . оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); ‚ использовать программы-архиваторы. 7 В рамках данных в возможен, направления исследовании» но не «Анализ в информации, качестве ограничивается математическая основных следующим, планируемых список того, обработка результатов что обучающийся сможет: . проводить’ простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях; . вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; . проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. В рамках качестве направления основных «Моделирование, планируемых | проектирование результатов возможен, и управление» в но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: ‚ строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; . конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью (робототехника); ‚ моделировать с использованием виртуальных конструкторов; ‚ моделировать с использованием средств программирования. В рамках качестве направления основных «Коммуникация планируемых результатов и социальное возможен, взаимодействие» но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: ‚ осуществлять образовательное взаимодействие 213 в информационном в пространстве получение образовательной комментариев, организации (получение совершенствование и выполнение своей работы, заданий, формирование портфолио); ‚ использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения; . вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет; и этики культуры, информационной нормы ‚ соблюдать м права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; от защиту ‚ осуществлять троянских фишинговых вирусов, атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; ‚ соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; безопасные ‚ различать которых несовместимо сети ресурсы с задачами воспитания Интернет содержание и ресурсы, и образования 2.1.9. Виды взаимодействия с учебными, научными или нежелательно. и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей Формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей могут строиться на основе договорных отношений, отношений взаимовыгодного сотрудничества. Такие формы могут в себя включать, но не ограничиваться следующим: . Договор научных с вузом сотрудников, о взаимовыгодном преподавателей сотрудничестве университетов в (привлечение качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам или возможности проведения исследований на базе организации); ‚ договор о сотрудничестве может основываться на оплате услуг экспертов, консультантов, научных руководителей; 214